Принцип функционирования и цель применения RPA

Robotic Process Automation — это прогрессивный способ автоматизации бизнес-процессов, который помогает справляться не только с рутинными задачами. Роботизация позволяет эффективно автоматизировать следующий тип задач:

  • Повторяющиеся операции;
  • Ручной ввод и вывод данных;
  • Обработка данных в не интегрированных информационных системах.

Данная технология подразумевает взаимодействие одной программы с другой в рамках пользовательского интерфейса. Запрос от одной программы к другой осуществляется путем имитации действий реального пользователя. Роботизация не является полной заменой автоматизации, а только дополняет её являясь составляющей автоматизации, тем самым ускоряя обработку отдельных ручных этапов процесса и исключая множество человеческих ошибок.

Выполнение ведется на виртуальной либо на локальной машине, ввод с клавиатуры и мыши полностью роботизирован. Все операции осуществляются в виртуальной среде в фоновом режиме. Так же отличительной особенность робота заключается в возможности подключения искусственного интеллекта, для самообучения и анализа действий пользователя, это позволяет выполнять высокоуровневые процессы где требуется влиять на принятие решений.

Цель применения связана со снижением нагрузки сотрудников компании, избавления пользователя от рутинных операций и повышения эффективности труда. Основные отличия между выполнением роботом или человеком связаны с производительностью и качеством. Таким образом, RPA:

  • Работает эффективно 7/24 без отпуска, больничных, отдыха и т.д.;
  • Исключает любые ошибки, которые могут возникнуть по вине человеческого фактора;
  • Обучение всему новому осуществляется путем модификации скрипта без необходимости длительного обучения;
  • 100% лог комплекса всех действий;
  • Робот не нуждается в привилегиях;
  • Низкая стоимость обработки бизнес-задач (ниже на 50-70%);
  • Возможность масштабирования технологий путем подключения несколько роботов одновременно.

Сферы применения

Применение RPA возможно в любых сферах деятельности, в том числе в нескольких направлениях внутри одной компании. Особо успешно роботизированная автоматизация применяется в таких областях как:

  • IT - поддержка систем, внедрение программ, тестирование, администрирование;
  • Управление финансами — ведение учета, сверка, признание выручки;
  • Отчетность — формирование отчетов, соблюдение норматив, ведение внутреннего учета;
  • Операционная деятельность — подготовка документов, платежи, расчеты;
  • Учет кадров — заплата, кадровый учет, перевод и прием на работу.

Внедрение RPA

Существует два способа внедрения RPA в организации с частичной и полной заменой сотрудника. При частичной замене осуществляется совместное выполнение, робот выполняет рутинные операции, сотрудник все остальное. Модуль устанавливается на ПК сотрудника и запускается по требованию в тот момент, когда необходимо выполнить рутинные задачи. Единственная сложность заключается в том, что во время активации обработки данных роботом, пользователь не может вести деятельность за компьютером.

Второй способ подразумевает создание виртуального рабочего места, в котором активные действия совершает только робот. Основное преимущество заключается в возможность одновременного запуска большого количества роботов, которые способны функционировать без перерыва. Этот вариант актуален при обработке большого объема информации.